Главная

Самодельные мотоблоки

Самодельные мотокультиваторы

Самодельные электро-мотокосилки

Навесные орудия для мотоблока

Плуги и культиваторы на мотолебедке

Ручные сельхозорудия

КАРТОФЕЛЕКОПАТЕЛЬ ДЛЯ МОТОБЛОКА

Картофелекопатель для мотоблока. Сцепное устройство (сцепка) не подведет. Ведь выполняется оно на основе уже готовых деталей, обладающих большим запасом прочности (головка карданной передачи, штырь-сцепка), и не менее надежного самодельного поворотного узла прицепа (тележки).

Последний, в свою очередь, представляет собой две коаксиальные толстостенные стальные трубы, диаметры которых подобраны таким образом, что соприкасающиеся друг с другом поверхности работают подобно радиально-упорному подшипнику скольжения. Кроме того, внутренняя труба является одновременно и поворотной осью.

А наружная — дышлом, которое не только служит для передачи тягового усилия на тележку, но и обеспечивает свободу наклона последней относительно оси мотоблока (налево или направо). Передний конец внутренней трубы приваривается к карданной головке. На заднем же имеется резьба М36 для выборки люфта в продольном направлении и соответствующего крепления к приварной поперечине рамы прицепа. И еще одна особенность.

Для исключения вращения в вертикальной плоскости, а также предотвращения заваливания сцепки при поворотах горизонтально расположенные два пальца крестовины привариваются к горизонтальной вилке карданной головки. Рама прицепной тележки (см. ил.) благодаря включению в нее треугольных (а это, как известно, самая жесткая фигура) элементов и использованию в качестве конструкционного материала стального уголка получилась весьма и весьма надежной. Прямоугольная ее часть зашивается вагонкой, образуя дно кузова. Но можно здесь использовать и 6-мм стальной лист.

К раме привариваются четыре направленные вверх 350-мм стойки из стального уголка, служащие основой для крепления бортов. А они, в свою очередь, могут выполняться как из досок, так и из стального листа соответствующей толщины. Задний борт делается поворотным, откидывающимся вниз. С креплением и фиксаторами, аналогичными тем, которые используются на грузовых автомашинах. Сиденье тоже откидное. Крепится спереди на поворотных треугольных двух кронштейнах, изготовленных из 10-мм стального прута.

В головной части рамы (снизу) желательно предусмотреть поворотную стояночную опору. Как это сделано, например, в конструкции, чертежи и описание которой опубликованы в № 3'90. Под стать раме и жесткая конструкция «подвески» колес. Амортизаторов, как это видно из иллюстраций, здесь нет. Для работы в поле они, по глубокому убеждению автора, не нужны. Зато сразу повысилась существенно надежность всего прицепа.

По этой же причине в качестве материала для изготовления оси-распорки использован круглый стальной стержень диаметром 40 мм. Чтобы несколько увеличить клиренс прицепной тележки, полуоси колес установлены на кронштейнах. Приварены они к подпятникам и усилены косынками из 10-мм стального листа. Что касается самих колес прицепа, то их лучше взять от списанной свльхозтехники. Исходя из практики, смею утверждать: послужат вам отменно.

Тем более что крепятся такие колеса на имеющихся в их ступицах самоустанавливающихся шарикоподшипниках. Окучник-картофелекопатель тоже можно позаимствовать у сельхозтехники. Хотя вполне подойдет и самодельная конструкция, аналогичная опубликованной в № 2'86. Но полевую планку желательно выполнить не из 6-мм СтЗ, а использовать стальной уголок 50x50 мм. И приварить его не под углом 5 градусов к горизонту, а порядка 3 градусов — тогда картофелекопатель идет по полю ровнее.

Для лучшего отделения клубней от земли следует также несколько увеличить длину зуба-вытряхивателя миллиметров на 10 по обеим координатам. Тогда окучник-картофелекопатель примет вид, показанный на иллюстрации. Грабли (а без них — какая уборочная страда) можно легко изготовить по чертежам и описанию конструкции, опубликованным в четвертом номере журнала за 1990 год. Как, впрочем, и оснастить своего мотопомощника бульдозерным отвалом (см. там же). А вот плуг и борону сделать, ориентируясь на соответствующий материал, напечатанный в №10'91.

(Автор: В. СОЛОВЬЕВ, Республика Марий-Эл)

Основание прицепа с поворотным узлом (вид снизу): 1 — рама сварная (из стального уголка 40x40 мм), 2 — подпятник (10-мм полоса размером 150x40 мм, СтЗ, 2 шт.), 3 — кронштейн (10-мм пластина 100x40 мм, Ст5,2 шт.), 4 — полуось (Сталь 45,2 шт.), 5 — колесо 5,00=10 в сборе (от списанной сельхозтехники, 2 шт.), 6 — дышло (1200-мм отрезок трубы 45x4 стальной бесшовной холоднокатаной), 7 — головка карданная (от списанной сельхозтехники), 8 — штырь-сцепка (от сельхозтехники), 9 — полик наварной (отрезки стального уголка, 5 шт.), 10 — поворотная ось дышла (сталь горячекатаная круглая диаметром 36 мм или отрезок стальной трубы 36x6), 11 — гайка М36 (2 шт.), 12 — шайба, 13 —поперечина приварная (отрезок стального уголка 40x40 мм), 14 — ось-распорка (сталь горячекатаная круглая диаметром 40 мм), 15 — косынка (10-мм СтЗ, 2 шт.), 16 — гайка М20 (4 шт.), 17 — шайба Гровера (4 шт.), 18 - болт М20 (4 шт.).

Картофелекопатель

Картофелекопатель : 1 — сошка (от серийного тракторного культиватора), 2 — полевая планка (стальной уголок 50x50 мм), 3 — наконечник (обрезанная лапа культиватора), 4 — зуб-вытряхиватель (от садовых вил со сточенным под углом 45 градусов после приваривания к наконечнику нижним концом, 2 шт.).

Мотоблоки и мотокультиваторы