Главная

Самодельные мотоблоки

Самодельные мотокультиваторы

Самодельные электро-мотокосилки

Навесные орудия для мотоблока

Плуги и культиваторы на мотолебедке

Ручные сельхозорудия

КАК СДЕЛАТЬ САМОДЕЛЬНЫЙ МОТОБЛОК
С ДВИГАТЕЛЕМ от «ТУЛЫ-200М»

(часть-1)

Самодельный мотоблок часть-1

Самодельный мотоблок часть-2

Из готовых покупных узлов для изготовления самодельного мотоблока потребовались лишь силовой агрегат (взят от «Тулы-200 М», довольно-таки распространенного мотороллера с высокими эксплуатационными характеристиками) да главная передача ГП от списанной мотоколяски (можно и от другой техники, имеющей реверс и должным образом «вписывающейся» в кинематическую схему трансмиссии мотоблока).

Придется также заказать (если нет возможности изготовить их самому) шестерни колесных редукторов, полуоси и некоторые другие детали. Но их можно подчас с успехом раздобыть... на свалке, куда нерадивые хозяйственники вывозят «промышленный хлам». Там же, кстати, легко разыскать и диски колес, а также непригодную для быстроходных машин, но вполне приемлемую для работяги-мотоблока резину.

Например, от автомобиля М2140, имеющего шины 6,45x13". Кроме того, потребуются сальники, шарикоподшипники (лучше — с защитными шайбами) соответствующих типоразмеров, крепежный материал. Теперь — непосредственно о конструкции самодельного мотоблока. Основные технические решения здесь достаточно традиционны.

Двигатель (см. кинематическую схему трансмиссии) соединен цепной передачей с редуктором-дифференциалом (Г П от мотоколяски). Требуемое передаточное отношение i=1,92 обеспечивается звездочками z13 и z25 с шагом 12,7 мм. Желательно воспользоваться готовыми. Скажем, от списанной техники. Но можно сделать и самому по технологии, обстоятельно изложенной в широкодоступной литературе — (см., например, «М-К» 2'86).

Размеры и форма z25 приводится на рисунке (поз. 24). Ну a z13 отличается, естественно, не только меньшим почти в два раза числом зубьев, но и окружностью выступов (59 вместо 108,4 мм), диаметром делительной окружности (53 вместо 101,5 мм). Забегая вперед, укажем величины последних для z 21 (17), если надумаете ее ставить (скажем, для отбора мощности при работе мотоблока в качестве пильщика дров, мотопомпы и пр.) на первичный вал ГП, который в таком случае надо удлинить слева с нарезкой шлицов.

Так вот: для звездочки, имеющей 21 зуб, диаметр окружности выступов должен быть равен 92 мм, а диаметр делительной окружности — 85,2 мм. Если же применить звездочку с 17 зубьями, то размеры соответственно уменьшатся до 75,2 мм и 69,1 мм. Крутящий момент от дифференциала передается на оба вала-полуоси, соединенных с колесными редукторами с i=3,18. Предусмотрены также реверс и механизм блокировки, что немаловажно для эффективной работы и существенно расширяет область использования мотоблока.

Как, впрочем, и штанговое управление. Рукоятки регулируются по высоте и длине, могут поворачиваться на ± 60 градусов в горизонтальной плоскости. Рама самодельного мотоблока сварена из уголка 45x45 мм. Сделана П-образной, удачно вписывающейся в общий технический замысел конструкции МБ. На ней, как на салазках, устанавливается стальная плита со стояками для крепления двигателя. Отверстия-прорези в плите играют роль направляющих при натяжении цепной передачи и одновременно — достаточно надежных элементов крепежа.

Сзади к раме (благодаря отверстиям в косынках) пристыковывается на болтах М10 механизм прицепного устройства и крепления рулевого управления. Здесь все, как говорится, предельно ясно: надо брать и делать! Трудности возникают подчас в другом — при сборке колесных редукторов и ГП, Оно и понятно: ответственейшая операция. Выполнять ее целесообразно в следующей очередности. Ось колеса (см. рис., дет. 18) запрессовывают в центральное отверстие диска 20.

Для большей надежности сваривают их воедино по фаске 4x45 градусов. Затем берут крышку подшипникового узла (дет. 17) и устанавливают ее на место в стенке колесного редуктора (дет. 16'), предварительно запрессовав сальник и поставив прокладку из картона толщиной 0,8... 1 мм. Надевают эту сборку на ось колеса. Запрессовывают подшипник 80 207 в подготовленное для него гнездо. Устанавливают зубчатое колесо 19 на тугую посадку. Туда, где его уже ждала помещенная в выемку на оси шпонка. Как, впрочем, и распорное кольцо.

Переходят к подшипнику 80 205. Запрессовывают его на оси колеса, закрепив шайбой и болтом М8. Надевают на подшипник крышку 15, состыкованную с «малой» стенкой колесного редуктора. Теперь впору переходить к верхней части собираемого редуктора. Там должно быть установлено зубчатое колесо 13, но для него надо подготовить соответствующее место.

Поэтому берут подшипник 80 204 и запрессовывают его в гнездо, образованное валом-полуосью 14 и фланцем-кожухом 11. Ну а, поставив предварительно распорную шайбу и шпонку, напрессовывают и само зубчатое колесо 13, закрепив его болтом М6. Собранный таким образом узел состыковывают с внутренней (малой) стенкой колесного редуктора и тщательно проваривают отмеченные на чертеже места.

Но стенки не соединены друг с другом, редуктор все еще раскрыт. А посему — измеряют расстояние между деталями 16 и 16 и, изогнув отрезок стальной ленты соответствующей ширины, сваривают части корпуса в единое целое, позаботившись о том, чтобы осталось «окно» для заливки масла АС8 и (если возникнет необходимость) разборки колесного редуктора. Но это еще не все. Надев шлицевую муфту (дет. 12) на вал-полуось 14, сваривают их вместе.

Подгоняют по месту крышку окна, закрепляют ее винтами М4х12 через резиновую прокладку, приклеенную к самой крышке синтетическим клеем «Момент». Теперь колесный редуктор можно (с полным основанием на то) считать собранным. Второй колесный редуктор, устанавливаемый на самодельном мотоблоке с левой (по ходу) стороны, собирают аналогично.

Как, впрочем, и главную передачу. Хотя у последней, если быть во всем абсолютно точным, есть свои особенности. Конкретности? Пожалуйста! При «подгонке» левой крышки-кожуха (дет. 3) к левой стенке корпуса ГП и установке детали 7 на свое место (имеются в виду отверстия с диаметром соответственно 120±0,05 мм и 53+0,05 мм) их «Садят» на прокладку, изготовленную в виде восьмерки (одна на оба отверстия). Затем крышки, о которых идет речь, закрепляются болтами. И вот переходят к первичному валу главной передачи.

Его запрессовывают с надетыми (на него же) шестернями и муфтой реверса. Как говорится, «неудобняк», но ничего не поделаешь: надо! Затем запрессовывают дифференциал (в сборе), а также правую стенку с крышками (дет. 8 и 9). Измерив, расстояние между правой и левой стенками кожуха ГП, изготовляют по этим размерам соответствующие пластины и приваривают их к боковым стенкам. Но работа на этом не заканчивается.

А потому — ставят валик с вилкой переключения хода (см. иллюстрации), промежуточный вал с шестерней заднего хода. Прикрепляют крышку винтами М4, предварительно собрав сам механизм переключения хода. И лишь тогда можно считать главную передачу собранной. Остается присоединить редукторы, предварительно надев втулки-кожухи: короткую (дет. 10) с левой стороны, а длинную (дет. 10 ') — с правой.

Сваривают их соответственно с деталями: 3 и фланцем-кожухом, находящимися по левую сторону ГП, и 9, 11 — по правую. Закрепляют крышки, закрывающие малую шестерню редуктора. И — все: мост мотоблока можно считать собранным. Говоря об особенностях работы с ГП, нельзя не отметить, что даже отличную заводскую конструкцию приходится-таки приспосабливать конкретно к мотоблоку. В частности — изготовить новый вал-полуось (см. дет. 5 на рис. ) с удлиненной на 30 мм шлицевой частью: место для муфты блокировки дифференциала.

На промежуточном валу ГП оказалось целесообразным сточить буртик до диаметра, равного 14 мм. Потребовалось также изменить зубчатые колеса первичного вала главной передачи, чтобы каждое из них имело не 25 зубьев, а 20. Это продиктовано необходимостью увеличить передаточное отношение и тем, чтобы первичный вал легко извлекался через любое отверстие в стенке корпуса — на случай ремонта, профилактического обслуживания мотоблока.

(Автор: А. ЯЗЫКОВ, Курская область)

ТЕХНИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ МОТОБЛОКА:

Габариты, мм 1800x760x1000

Колея(изменяемая поворотом колеса на 180°), мм 600/750

Клиренс мм 320

Двигатель — одно- цилиндровый, двухтактный Т-200М

Мощность двигателя, Л.С. 8

Диапазон скоростей при пахоте, км/ч 1.8-6

 Кинематическая схема трансмиссии самодельного мотоблока

Кинематическая схема трансмиссии самодельного мотоблока: 1 — агрегат силовой Т-200М, 2 — передача главная (от мотоколяски, с реверсом), 3 — колесо ведущее (от автомобиля М2140), 4 —редуктор колесный, 5 — муфта блокировки дифференциала.

 Рама  самодельного мотоблока и плита крепления двигателя

Рама самодельного мотоблока и плита крепления двигателя: 1 — основание (сварное П-образное, из уголка 45x45 мм), 2 — косынка приварная (Ст. 3, 2 шт.), 3 — плита крепления двигателя.

 Ведущий мост в сборе

Ведущий мост в сборе: 1 — колесо мотоблока в сборе, 2 — стенка корпуса ГП левая (Ст. 3), 21 — стенка корпуса ГП правая, 3 — крышка-кожух левая (Ст. 3), 4 — муфта блокировки шлицевая (Ст. 45), 5 — вал-полуось левый (Ст. 45), 6 — механизм блокировки, 7 — крышка подшипникового узла первичного вала ГП левая (Ст. 3), 8 — крышка подшипникового узла первичного вала ГП правая (Ст. 3), 9 — крышка-кожух правая (Ст. 3), 10 — втулка-кожух левая (142-мм отрезок стальной трубы 50x6), 101 — втулка-кожух правая (97-мм отрезок стальной трубы 50x6), 11 — фланец-кожух (Ст. 3, 2 шт.), 12 — муфта шлицевая (Ст. 45), 13 — колесо зубчатое цилиндрическое (z17, шЗ, da59, Ь34, Ст. 45, 2 шт.), 14 — вал-полуось правый (Ст. 45), 15 — крышка подшипникового узла колесного редуктора внутренняя (Ст. 45), 16 — стенка колесного редуктора внутренняя(Ст.3,2шт.), 161 — стенка колесного редуктора (Ст. 3,2 шт.), 17 — крышка подшипникового узла колесного редуктора (Ст. 3,2 шт.), 18 — ось колеса (Ст. 45,2 шт.), 19 — колесо зубчатое цилиндрическое (z54, m3, da168, ЬЗ0, Ст. 45,2 шт.), 20 — диск колеса (Ст. 3,2 шт.), 21 — крышка (Ст. 3,2 шт.), 22 — распорное кольцо (4 шт.), 23 — распорная шайба (2 шт.), 24 — звездочка z25 приводной роликовой цепи ПР-12,7 (Ст. 40Х), 25 — устройство переключения редуктора.

Механизм блокировки дифференциала самодельного мотоблока

Механизм блокировки дифференциала самодельного мотоблока: 1 — крышка-кожух левая, 2 — вал (Ст. 45), 3 — рычаг изогнутый (Ст. 3), 4 — втулка приварная (Ст. 3), 5 — рычаг прямой (Ст. 3), 6 — ось-болт (Ст. 45), 7 — гайка М5,8 — ролик (Ст. 45), 9 — муфта блокировки шлицевая, 10 — вал-полуось (левый) с шлицевым концевиком.

 Устройство переключения редуктора

Устройство переключения редуктора: 1 — крышка корпуса главной передачи, 2 — втулка (Ст. 3), 3 — рычаг верхний (Ст. 45, калить HRC40...45).

Мотоблоки и мотокультиваторы