Главная

Самодельные мотоблоки

Самодельные мотокультиваторы

Самодельные электро-мотокосилки

Навесные орудия для мотоблока

Плуги и культиваторы на мотолебедке

Ручные сельхозорудия

КАК СДЕЛАТЬ САМОДЕЛЬНЫЙ МОТОБЛОК
«БЕЛАРУСЬ» МТЗ-05

Слово «мотоблок» вошло в наш лексикон сравнительно недавно. В принципе она обозначает тот же трактор, только построенный на базе одноосного шасси и предназначенный для приведения в действие сменных навесных и прицепных сельскохозяйственных орудий, а управляемый с помощью рычагов, идущим сзади операторам.

В отдельных случаях, когда мотоблок сочленен с тележкой, си становится транспортным средством и оператор уже не идет, а едет. Такому определению вполне соответствует «Беларусь» МТЗ-05. С ним можно пахать легкие почвы, боронить, окучивать картофель и свеклу, косить травы, перевозить грузы. При собственной массе (35 кг мотоблок буксирует груженый полуприцеп массой до 500 кг.

Годится он и для стационарных работ с приводом от вала отбора мощности. Однако чтобы обрабатывать различные культуры, необходимо иметь изменяемую колею. У МТЗ 05 она устанавливается в пределах 426, 600 и 700 мм. Причем радиус поворота мотоблока при наименьшей из них — 1 м.

Дорожный просвет «Беларусь» — 300 мм, что позволяет не мять обрабатываемые растения и, кстати, преодолевать в случае надобности брод такой же глубины. Конструкция МТЗ-05 весьма оригинальна. Начнем с того, что у него нет... рамы. Остов мотоблока составлен из нескольких корпусов трансмиссии. Сначала муфта сцепления с ручным управлением: она многодисковая и так называемая «мокрая».

Затем механическая ступенчатая коробка передач с постоянным зацеплением шестерен. Потом главная передача с коническими шестернями, имеющими спиральные зубья. Дальше кулачковый самоблокирующийся дифференциал. От него к колесам идут конечные передачи — бортовые одно- ступенчатые редукторы с цилиндрическими шестернями.

Спереди к остову пристыкован двигатель УД-15, бензиновый, четырехтактный, карбюраторный, одноцилиндровый, мощностью 5 л. с. и номинальной частотой вращения коленчатого вала 3000 об/мин. Запускается он педалью кик-стартера, расположенного на картере справа. Сверку на двигателе укреплена выхлопная труба, снизу — откидная стояночная опора с пружиной.

На крышке корпуса трансмиссии установлены топливный бак емкостью 5 л и рулевая коленка, на рукоятках которой размещены рычаги управления сцеплением, газом и коробкой передач. Pулевая колонка тоже оригинальна — она поворотная, может быть отклонена вправо или влево на 15° или вовсе развернута на 160 градусов.

Это сделано для того, чтобы оператор мог идти не вслед за рабочим органом, а сбоку — по целине или междурядью при движении вперед или вслед за мотоблоком — при заднем ходе. Высота рукояток регулируется по росту оператора. Теперь о передачах. Их в МТЗ-05 шесть: четыре вперед {расчетные скорости движения 2,1; 3,8; 5,4 и 9,5 км/ч) и две назад {2,5 и 4,5 км/ч).

Такой большой выбор не случаен: отдельные виды обработки почвы требуют как своего орудия, так и соответствующей скорости. С чем же агрегатируется маленький MT3. С плугом ПЛ - 1 и окучником КО-2, выпускаемыми заводом «Лидсельмаш», бороной БН-50 и культиватором КР-70 Волковысского завода литейного оборудования, полуприцепом ПХ-0,5 производственного объединения Бобруйскферммаш и косилкой КН-1 завода Гомсельмаш имени 60-летия Великого Октября.

Для их сочленения с мотоблоком есть узел навески, а для косилки, работающей от вала отбора мощности, — трубчатая сцепка. Скорость вращения хвостовика вала 1 тыс. об/мин. Рулевая колонка в этом случае поворачивается на 180 градусов, а передачи включаются задние. Пахать рекомендуется на первой и второй передачах с колеей 600 и 705 мм.

Плуг необходимо регулировать так, чтобы при заданной глубине и ширине захвата он нe зарывался в землю и не выскальзывал на поверхность. При пахоте, культивации, окучивании и бороновании — словом, при энергоемких работах — для предотвращения пробуксовки колес рекомендуется крепить к их дискам балластные грузы, которые входят в комплект -мотоблока.

Грузов четыре, масса каждого из них 17 кг. Давление в шинах должно быть около 0,8 кгс/см2. При транспортировании полуприцепа, когда грузы с дисков сняты, давление увеличивают до 1,2 кгс/см2. «Беларусь» МТЗ-05 в отличие от предшественников ужа опытно-промышленный образец. Небольшая партия мотоблоков не так давно была реализована в Белоруссии через торговую сеть Белкоопсоюза.

Земледельцы довольны: микро-тракторы помогают им возделывать картофель и другие овощи, заготавливать и перевозить корма. Хотя завод продолжает совершенствовать МТЗ-05, кет сомнения в том, что самодеятельные конструкторы, владельцы личных подсобных хозяйств — все, кто намерен механизировать нелегкий земледельческий труд, возьмут на вооружение опыт минских тракторостроителей, воспользуются их оригинальными решениями.

Копировать МТЗ вряд ли целесообразно, не каждому это по силам. Да и потребности и вкусы у всех разные. Главное в том, чтобы энтузиасты любительского конструирования увидели, каким может быть мотоблок, отнеслись к его конструкции как к примеру.

(Автор: А. АЛЕКСАНДРОВ)

Мотоблок «Беларусь» МТЗ-05

Рис. 1. Мотоблок «Беларусь» МТЗ-05: 1 — бампер с откидной стояночной опорой, 2 — двигатель, 3 — выхлопная труба, 4 — тросик газа, 5 — топливный бак, 6 — поворотная ось, 7 — рулевая колонка, 8 — рычаг переключения передач, 9 — рычаг «вперед — назад», 10 — рычаг газа, 11 — рукоятка управления, 12 — рычаг сцепления, 13 — тросик сцепления, 14 — трубчатая сцепка, 15 — узел навески сельхозорудий, 16 — рычаг включения вала отбора мощности, 17 — пусковая педаль, 18 — колесо 5,90X13", 19 — крепление колеса к промежуточному диску, 20 — крепление промежуточного диска к ступице, 21 — бортовой редуктор, 22 — корпус дифференциала, 23 — вал отбора мощности, 24 — тяга рычага переключения передач, 25 — тяга рычага «вперед — назад».

Рис. 2. Схема установки колеи.

Рис. 3. Возможные положения рулевой колонки и рукояток управления.

Мотоблоки и мотокультиваторы